Обеспечение безопасности воспитанников ДОУ

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников  в процессе воспитания и организованного отдыха.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Коллектив ДОУ  обеспечивает безопасность детей с учетом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

·         охрана жизни и здоровья детей;

·         противопожарная и техногенная безопасность;

·         предупреждение дорожно-транспортного травматизма;

·         обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

В эту работу  включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители. 

1.     Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

2.     Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.

3.     Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.

В ДОУ разработан план взаимодействия с родителями, включающий в себя :

·         проведение родительских собраний;

·         оформление информационных уголков (папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т. п.);

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

·         изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;

·         наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;

·         аттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно — технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;

·         обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно — правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

·         выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;

·         формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

·         оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

·         обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

 АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ:

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.

Обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно — образовательного процесса.

В ДОУ  организована работа по обеспечению безопасности участников воспитательно — образовательного процесса:

·         разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;

·         разработана инструкция о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций;

·         разработано методическое пособие для руководителей, педагогов и обслуживающего персонала ДОУ «Безопасность в дошкольных учреждениях;

·         для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ ежемесячно проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.

·         систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.

·          

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом.

В нашем ДОУ разработано:

1.     Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности

2.     Противопожарный режим

3.     План противопожарных мероприятий

В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы ДОУ проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:

·         семинары;

·         вопросы рассматриваются на педагогических советах;

·         создана соответствующая развивающая среда;

·         разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности;

·         ежемесячно проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ;

·         разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности;

·         ведется работа по созданию мини- музея по пожарной безопасности;

·         ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности;

·         ежемесячно проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ на случай возникновения пожара.

Итак, понятие «безопасность» включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:

1.     Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;

2.     Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;

3.     Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;

4.     Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;

5.     Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;

6.     Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;

7.     «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;

8.     Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;

9.     Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;

10. Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;

11. Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

12. "Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях" (Минобразования РФ от 27.11.2015 № 08-2228);

13. Устав МДОУ и родительский договор (см. в разделе "Документы")

Приказы, локальные акты  и инструкции по охране жизни и здоровья детей:

1.     Письмо Департамента образования мэрии города Владикавказа об организации практической отработки действий сотрудников и детей в случае возникновения пожара;

2.     Письмо Департамента образования мэрии города Владикавказа о безопасности перевозок в период новогодних праздников и зимних каникул № 01-14/6957 от 17.12.2015;

3.     Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»; 

4.     Приказ «Об организации экскурсий»;

5.     Паспорт дорожной безопасности МБДОУ "Детский сад № 86";

6.     Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;

7.     Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;

8.     Инструкция по эксплуатации систем, установок и средств автоматической пожарной сигнализации для дежурного персонала;

9.     Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;

10. План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;

11. Инструкция о мерах пожарной безопасности в здании и помещениях МБДОУ "Детский сад № 86";

12. Обязанности  дежурного администратора в случае возникновения пожара;

13. Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности»;

14. Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма;

15. Приказ о запрете курения

16. Методические рекомендации по выявлению признаков подготовки террористического акта.

17. Письмо Департамента образования мэрии города Владикавказа об "Угрозе совершения террористических актов"

Материал для работы с детьми:

1.      Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ. М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).

2.     Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс»», 2010.-240ст.

Обеспечения безопасности детей в ДОУ

1.     Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками.

2.     Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения.

3.     Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет.

4.     Необходимо требовать от родителей личной передачи ребенка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребенка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтеру, сторожу и пр.

Для обеспечения безопасности детей в ДОУ имеются:

·         металлические двери;

·         тревожная кнопка;

·         система пожарной сигнализации;

·         план эвакуации детей.

Требования Правил противопожарного режима при организации и проведении

мероприятий с массовым пребыванием людей

– дороги, проезды и подъезды к зданиям и источникам противопожарного водоснабжения должны быть свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, очищенными от снега и льда;

– провести целевой противопожарный инструктаж с работниками, задействованными в проведении мероприятия;

– помещение для проведения мероприятия дополнительно укомплектовать первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), а также убедиться в исправности всех средств противопожарной защиты объекта;

– допускается использовать только этажи и помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами;

– двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода и иметь возможность свободного открывания изнутри без ключа;

– елку необходимо устанавливать на устойчивом основании, не загромождать выход из помещения, ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолка;

– не использовать лампочки в гирляндах мощностью более 25 Вт. При этом электропровода должны быть гибкими, с медными жилами, исправной изоляцией и подключаться к электросети при помощи штепсельных соединений;

– при обнаружении неисправности елочного освещения (сильное нагревание проводов, мигание лампочек, искрение и т.п.) иллюминация должна быть немедленно отключена и не включаться до выяснения неисправностей и их устранения.

Запрещается:

– применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы, свечи и хлопушки,  устраивать другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;

– применять электрические гирлянды и иллюминацию без сертификатов соответствия;

– украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитным составом;

– проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные работы;

– использовать ставки на окнах для затемнения помещений;

– уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и т.п.;

– допускать заполнение помещения людьми сверх установленной нормы;

– загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, мусором и другими предметами;

– фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, а также снимать их;

– при проведении мероприятий должно быть организовано дежурство на сцене и в зальных помещениях ответственных лиц или членов добровольных пожарных дружин.